П В С Ч П С В
 
 
 
 
 
 
1
 
2
 
3
 
4
 
5
 
6
 
7
 
8
 
9
 
10
 
11
 
12
 
13
 
14
 
15
 
16
 
17
 
18
 
19
 
20
 
21
 
22
 
23
 
24
 
25
 
26
 
27
 
28
 
29
 
30
 
31
 
 
 
 
 
 

 

Издается

с 1 января

1981 года,

Выходит

3 раза

в неделю

Правда севера

рейтинг

Главная

Через льды на Ямал, или Как утопить машину в ледокольном следе

Сегодня в «Правде Севера» мы начинаем цикл публикаций новоуренгойского путешественника Александра Еликова. Пути прокладывать и шествовать, куда глаза глядят, он стал не то чтобы с детства, а вообще сызмальства. В первые свои походы маленький Саша сбегал из детсадовской группы. А как иначе?

 За забором детского сада простиралось бескрайнее, как и всё в детстве, поле. А на его краю располагалась войсковая часть. Ну и вот сами подумайте, как было возможно не познать ту, таинственную и загадочную жизнь?
Распрощавшись с детским садом, Саша научился ездить на велосипеде. Радиус маршрута вырос до десятка километров. А когда оседлал мопед, стал осваивать дороги в другие города - сам он из Перми. 
Сейчас Александру за тридцать. У него есть машина, на пару с которой они повидали многое в нашей России. Колесит он, кстати, только по Родине, отвечая тем, кто сватает его побывать за рубежом: «Да я ещё родной страны не видел».
В России он бывал в таких местах, которые нипочём не забыть. Крепче всего засел в памяти космический ландшафт полуострова Таймыр. Там поневоле одолевают сомнения в том, что эта красота реальна, и берёт оторопь: а ты вообще на своей планете? Там кратеры и горы, подпирающее небо. С горы может спуститься волк, равнодушно, как около дерева, пройти мимо человека, даже не повернув головы, и пойти по своим делам след в след за белым медведем. 
Впрочем, чего это мы будем рассказывать за путешественника? О своих маршрутах он расскажет сам. 
 
Путешествуя по Арктике, неоднократно приходилось слышать рассказы о провалившихся и утонувших в следе от ледокола машинах и снегоходах. Сами мы такие следы во льдах видели неоднократно и достаточно много ездили вдоль них. Я всегда недоумевал, как можно утопить технику в ледокольном следе, ведь его же так хорошо видно. Эта поездка в Арктику заставила думать по-другому… Но обо всём по порядку.
Ямало-Ненецкий автономный округ - это крупнейший в мире регион по добыче природного газа, на долю которого приходится более 80 процентов добычи газа в России и приблизительно 16 процентов мирового объёма добычи газа. Регион, который является одним из самых развитых в Российской Арктике. Здесь количество только официальных обслуживаемых зимников насчитывается десятками. А ведь есть ещё и так называемые дикие зимники, более сложные, но и более интересные для автопутешественников. Так что идея объехать этот край на легковом автомобиле не раз приходила мне в голову, и сюжет будущего похода уже висел в воздухе. А вот реализован он был неожиданно спонтанно. Да, вот так. Буквально за считанные дни до старта планируемого изначально путешествия на других автомобилях и в совершенно другую сторону вдруг стало понятно, что ничего не будет, приключение отменяется. И это при том, что совместно с Экспедиционным центром «Арктика» уже была проделана серьёзная работа по подготовке маршрута, собраны все необходимые документы, сделаны пропуски… Ну уж нет. Значит едем на своём транспорте. И всё это благодаря опыту Владимира Чукова, который изначально со словами «Не помешает» вписывал в каждый документ и мой автомобиль тоже. Как же он в итоге оказался прав!
Так как я никуда особо не собирался на своей машине, то после прошлогодней поездки на мыс Челюскин она не проходила вообще никакого обслуживания, кроме замены масла в двигателе. Летом ездил в лес время от времени, а потом отогнал в город Тюмень, где она и стояла без дела до самого старта. И вот внезапно наступило понимание, что или я еду на своей машине, или не еду совсем. Ну не вопрос. Взял билет на самолёт, полетел в Тюмень, чтобы пригнать машину за полторы тысячи километров домой. Но когда я её забирал с СТО, где она долгое время находилась, то при первой же посадке в салон в нос бросился резкий запах горелого сцепления. Сначала не придал этому значения, мало ли на станции каких запахов не бывает. Но ни через сотню, ни через тысячу километров пути запах не выветрился. Мало того, он стал более устойчивым, и уже без каких либо сомнений стало понятно, что диск сцепления сожжён и явно подбуксовывает. Где, как и что происходило с машиной последние три месяца, осталось для меня тайной, да и не было ни времени, ни желания выяснять всё это. Хорошее начало путешествия… Ведь уже через пару дней ко мне в Новый Уренгой должен прилететь штурман, а мне ещё до дома больше полтысячи ехать, и что-то надо решать с заменой всего узла. И вот здесь мне пришли на помощь друзья. Алексей Абанин после моего звонка буквально в считанные часы собрал весь комплект необходимых запчастей, отвёз это всё в аэропорт и отправил в Новый Уренгой первым же самолётом. И когда я на следующий день подъезжал к городу, то мне к тому моменту уже позвонили из транспортной компании, что груз прилетел. Дома же друзья из СТО тоже уже ждали меня и произвели замену в этот же день. Вот так и началось наше путешествие с Алексеем Тузовым, прилетевшим ко мне из Санкт-Петербурга.
Первым на нашем пути было запланировано посещение села Самбург, которое находится на берегу реки Пур севернее полярного круга примерно в 70 км и отделено от круглогодичной трассы почти стокилометровым зимником.
Зимник накатанный, в хорошую погоду доступен практически для любого транспорта, и машины по нему движутся достаточно часто.
Съездив буквально за полдня туда-обратно по зимнику, мы снова вернулись на асфальтовую дорогу, ведущую на север практически до Тазовской губы - до посёлков Газ-Сале и Тазовский.
Всё, дальше на север вели только зимники. Точнее два обслуживаемых на Находкинское и Мессояхское месторождения. При въезде на оба зимника стоят посты, и без пропуска там проехать невозможно. Но по льду реки Таз параллельно одному из зимников идёт стихийный зимник в сёла Антипаюта и Гыда. Дальше все эти дороги пересекаются и вновь расходятся каждая в своём направлении.
Нас же интересовал именно дикий (необслуживаемый) зимник в Антипаюту и далее на север в Гыду. Но сначала мы заскочили на Находкинское месторождение с целью посещения столовой в их ВЖК (вахтовый жилой комплекс).
Вообще, обязательное посещение столовых на месторождениях, буровых и сейсмологических партиях - это у нас тоже один из видов туризма наряду с экстремальным, промышленным и этнографическим. Так вот ко всем этим видам в нашей поездке шёл обязательной программой ещё и туризм гастрономический.
Немного не доезжая Находкинского месторождения, вправо уходил зимник на Антипаюту. Ну как зимник… колея.
Но благодаря прекрасной погоде с солнышком и сорокаградусным морозом наст был очень крепкий и держал машину так, как будто это был не снег, а бетон. Поэтому, съехав с обслуживаемых зимников и спустив колёса, мы практически не потеряли в скорости и к ночи были уже в посёлке. Там нас быстро познакомили с Сергеем - владельцем «Трэкола» и человеком, который постоянно ездит по всему Гыданскому полуострову. От него мы получили ценную информацию о том, как можно добраться до Гыды, и он же помог нам с заправкой. Точнее, заправив нас дизтопливом, он категорически отказался от денег. Серёга, дружище, спасибо тебе ещё раз!
А потом мы, купив традиционно по мороженке, выехали из Антипаюты и встали на след в сторону Гыды.
Ещё сильнее спустили колёса, но и здесь тоже ехалось достаточно сносно. По крайней мере, лопаты доставать не приходилось. Начались бесконечные оленьи стада, и чумы начали попадаться повсеместно.
Так как олени практически ручные, то они даже не пытались уходить с дороги при приближении автомобиля, а наоборот, если ты выходил из машины, тут же шли навстречу.
И здесь сразу же вспоминалось, что в туалет ходить надо, предварительно спрятавшись от них подальше. Соли им, видите ли, не хватает. А они так и обступали тебя, выжидающе разглядывая, как будто понимая, зачем ты вышел из машины.
Ненцы - народ очень доброжелательный и приветливый. Здесь уже машины ходят крайне редко, поэтому новый человек - это новости, общение. А узнав, что мы ещё и путешественники, сразу приглашали в чум за стол.
Александр Еликов.
Продолжение следует....

Облако тэгов