П В С Ч П С В
 
 
 
 
1
 
2
 
3
 
4
 
5
 
6
 
7
 
8
 
9
 
10
 
11
 
12
 
13
 
14
 
15
 
16
 
17
 
18
 
19
 
20
 
21
 
22
 
23
 
24
 
25
 
26
 
27
 
28
 
29
 
30
 
 

 

Издается

с 1 января

1981 года,

Выходит

3 раза

в неделю

Правда севера

рейтинг

Главная

Долг неплатежом опасен

Задолженность горожан за ЖКУ превысила 380 миллионов рублей
Практически все мы привыкли пользоваться коммунальными благами - водой, отоплением, канализацией, электроэнергией. Сегодня сложно представить, что современный человек может долго обходиться без таких привычных удобств. А между тем во многих регионах страны ЖКХ находится в бедственном положении просто потому, что жильцы считают возможным не платить за потреблённые ресурсы и услуги.
По данным сайта гражданских активистов долги россиян перед крупными генерирующими компаниями страны за поставленную теплоэнергию превышают 150 миллиардов рублей, за электроэнергию - 58 миллиардов рублей, а в целом по России темп роста дебиторской задолженности за поставленные энергоресурсы существенно превышает годовую инфляцию.
В Новом Уренгое дела с собираемостью платы за услуги ЖКХ обстоят не так удручающе, как в среднем по стране, говорят специалисты. Общая задолженность горожан управляющим компаниям и ТСЖ - 368 миллионов рублей, это в среднем 3,5 тысячи рублей на одного новоуренгойца.
- Я бы не сказал, что ситуация с платежами населения управляющим компаниям критическая, - отметил заместитель начальника Департамента городского хозяйства Администрации города Олег Павлов. - Она не дошла до такой стадии, когда вводятся для потребителей какие-то ограничительные санкции, такие как отказ от поставки тепла, воды или водоотведения. К сожалению, в общую ситуацию вносят свою негативную лепту юридические лица, расположенные в жилых домах, они также в немалой степени формируют задолженность.

На соседа не надейся, сам лучше заплати
Недавно в законодательство были внесены изменения, которые помогут коммунальщикам гораздо эффективнее работать должниками из числа юридических лиц. Закон обязал фирмы, арендующие помещения в жилых домах, заключать прямые договоры с ресурсоснабжающими организациями, минуя УК. Теперь при накоплении определённого долга «ресурсники» смогут адресно влиять на должников, отключая их помещения от тех или иных коммуникаций.
С населением такая форма работы не применяется. Единственное коммунальное благо, которого может лишиться должник - это электроэнергия, такие полномочия есть у Тюменской энергосбытовой компании, и она эти полномочия использует.
- У нас есть такие случаи, когда конкретные квартиры отключают от электроснабжения, - сообщил Олег Владимирович. - В большинстве случаев это имеет действие. Иногда, конечно, люди надеются на соседей, и мы даже такие факты знаем: через окна кидают кабель, подключаются, договариваются с соседями и продолжают пользоваться. Но бесконечно такая ситуация длиться не может, это всем понятно, так что в любом случае приходится оплачивать долги. Сейчас всё меньше и меньше людей идут на подобные противозаконные шаги, ситуация налаживается.
Повысить собираемость платежей за жилищно-коммунальные услуги помог и единый расчётно-кассовый центр - практически все управляющие компании Нового Уренгоя заключили с ЕРКЦ договоры, в соответствии с которыми все платежи аккумулируются, можно сказать, в одних руках, что облегчает расчёты с поставщиками ресурсов, а главное - заметно снижает затраты управляющих компаний на проведение расчётов, подготовку квитанций и сбор платежей с населения.
Специалисты отмечают такую особенность нашего города как сезонность платежей. Это связано и длительными отпусками, и с вахтовым характером работы многих новоуренгойцев.
- Хорошо идут платежи перед Новым годом, - пояснил Олег Павлов, - народ массово идёт оплачивать, не хотят тащить за собой долги в новый год. Перед отпусками идут массово - и задолженность гасят, и наперёд платят. Вот в этот период большая собираемость платежей, и управляющие компании могут более свободно ими распоряжаться - что заплатить «ресурсникам», что оставить на содержание и ремонт.
Летний период - особая пора для коммунальщиков. К долгой и холодной зиме нужно подготовить не только городское хозяйство в целом, но и каждый жилой дом в отдельности. И часто бывает, что именно долги населения перед управляющей компанией мешают выполнить весь намеченный на тёплый сезон объём работ.
- В первую очередь управляющие компании стараются максимально отработать по жалобам и обращениям населения, - отметил Олег Владимирович, - это утепление фасадов, ремонт кровли, каких-то участков инженерных сетей. А вот дальше, что касается текущего ремонта общедомового имущества, например, подъездов, очерёдность работ выстраивается в зависимости от уровня платежей населения. То есть, чем больше у жильцов дома долгов перед УК, тем меньше шансов получить текущий ремонт.
Специалисты отмечают странную особенность: статистика показывает, что уровень платежей населения, в принципе, не сильно различается для домов, управляемых УК, и домов, управляемых ТСЖ.
- Собираемость в УК и ТСЖ примерна одинакова, - отметил Олег Владимирович, - хотя вроде бы там, где ТСЖ, и уровень платежей должен быть хороший, потому что председатель непосредственно знает всех своих жильцов, с каждым общается, знает причины задержек оплаты, может воздействовать, но наш анализ показывает, что особых преимуществ та или иная форма управления домом не даёт.
Несмотря на то что ситуация с неплатежами в целом не носит угрожающего характера, управляющие компании не прекращают усилия по работе с должниками.
- В каждой УК есть специальная команда, которая посещает квартиры неплательщиков, - рассказал Олег Владимирович, - выясняют, почему образовалась задолженность - ведь есть разные причины, у кого-то задержка заработной платы, кто-то не успел вовремя оформить в соцзащите жилищно-коммунальную выплату для малообеспеченных граждан. С теми, кто имеет возможность регулярно платить, но не делает этого, специалисты управляющей компании проводят беседу, объясняют, чем чревата неоплата лично для них и для всего дома в целом.
Только лишь разъяснениями работа с должниками не ограничивается. Коммунальщики работают с каждым неплательщиком индивидуально и всегда готовы пойти навстречу жильцу, который попал в сложную ситуацию. Часто практикуется процедура реструктуризации долга - договорившись с управляющей компанией, можно накопившуюся задолженность оплачивать в течение года равными долями, многим это помогает справиться с индивидуальным экономическим кризисом. Кроме того, УК время от времени объявляют акции, по условиям которых при единовременном погашении всего долга неплательщику списывается пеня. Этот подход тоже стимулирует многих жильцов отдать долги коммунальщикам.
Положительное влияние на общую ситуацию оказало и решение проблемы так называемых «резиновых квартир», которая так остро стояла несколько лет назад. Во-первых, изменения в законе ограничили количество регистрируемых на одной жилплощади человек, а во-вторых, коммунальщики совершают регулярные обходы подозрительных квартир.
 
Расходы поставить на счётчик
Сегодня более 90 процентов жилых помещений Нового Уренгоя оборудованы приборами учёта, что также снимает проблему неэффективного расходования ресурсов, так как собственник помещения или его наниматель должен оплачивать фактически потреблённые ресурсы независимо от количества фактически проживающих человек.
Такая высокая степень оснащённости городских квартир счётчиками в немалой степени обусловлена экономическими соображениями собственников, ведь по закону к тем, кто платит по нормативам, а не по счётчикам, применяется повышающий коэффициент, который заметно завышает ежемесячную плату за услуги ЖКХ.
- Так что ставить счётчики собственников понуждают не административные, а законодательные меры, - считает Олег Владимирович. - Мало того, если раньше вы могли понизить платёж на время своего отсутствия в городе, предоставив билеты, то сегодня плюс к билетам необходим акт управляющей компании о том, что установка приборов в вашей конкретной квартире невозможна, и только при наличии этого документа вы можете рассчитывать на понижение платы за отпускной период. Этот факт также стимулирует жильцов к установке индивидуальных счётчиков.
Снизилась и напряжённость в отношении взносов на капитальный ремонт многоквартирных жилых домов. Если сразу после введения эта мера вызывала вал негатива от горожан, а многие искали в законе лазейки, чтобы избежать регулярных отчислений, то теперь ситуация успокоилась.
- Люди поняли, что нужны эти платежи для их домов и что платить всё равно придётся, - считает Олег Владимирович. - Кроме того, уже есть обширная судебная практика, в том числе и по нашему городу, так что лазеек в законе не осталось. Сегодня Фонд капитального ремонта не просто может контактировать с человеком, который задолжал за капремонт, но и проводить определённые профилактические беседы с работодателями, которые имеют влияние на подчинённых и также способны оказать содействие в разрешении ситуации.
Все усилия по сбору коммунальных платежей с населения контролирует и координирует Администрация Нового Уренгоя.
- Мы не только осуществляем еженедельный мониторинг состояния платежей за ЖКУ, - отметил заместитель начальника Департамента городского хозяйства, - но и анализируем статистику и сводки, встречаемся с руководителями управляющих компаний, ведём совместную работу в этом направлении. К примеру, какое-то время назад обратили внимание, что общая задолженность превышает двух- трёхмесячный период, а УК слабо ведут исковую деятельность. Выяснилось, что решения судов выносятся, но не исполняются - нет координации со службой судебных приставов. Стали приглашать приставов на совещания, скоординировали эту работу. Теперь процедура заработала: долг - судебное решение - опись имущества должника - реализация - погашение задолженности. Таким образом, контроль над ситуацией идёт на всех уровнях.
 
Яна Рождественская

Облако тэгов