П В С Ч П С В
 
 
 
1
 
2
 
3
 
4
 
5
 
6
 
7
 
8
 
9
 
10
 
11
 
12
 
13
 
14
 
15
 
16
 
17
 
18
 
19
 
20
 
21
 
22
 
23
 
24
 
25
 
26
 
27
 
28
 
29
 
30
 
31
 
 

 

Издается

с 1 января

1981 года,

Выходит

3 раза

в неделю

Правда севера

рейтинг

Главная

«Должно получиться что-то хорошее»

Как найти общий язык с ребёнком и научить его важным вещам так, чтобы образование не было пыткой, а учитель - главным инквизитором, знают участники конкурса «Учитель года». 4 апреля в Губкинском выбрали лучших учителя и воспитателя нашего округа. В этом году новоуренгойская учительница Ксения Бахтиярова заняла призовое место, а воспитателем года в Уральском округе стала жительница Нового Уренгоя Елена Зуева. Теперь ей предстоит выступить на всероссийском конкурсе. 

Елена Айваровна работает в садике «Дети Арктики». Не только воспитателем, но и преподавателем робототехники. Она признаётся, что в детстве и не думала о работе с детьми. После школы отучилась на программиста, даже проработала пять лет по специальности. Потом случайно попала в детский садик делопроизводителем, и вся жизнь поменялась. Всё началось с утренников. Она побывала Зимой, Снежной королевой, Дедом Морозом, стала много общаться с детьми и поняла, чем хочет заниматься.
Летом этого же года, когда отправилась в отпуск, поступила на педагогическое. Елена Айваровна тогда была уже замужем, у неё был маленький ребёнок, так что подавать документы она пришла с малышкой-дочкой. Трудности её не пугали: окончила университет с красным дипломом, в новой специальности попробовала себя ещё во время учёбы. После третьего курса устроилась работать в садик. Ей дали самых младших детей, возраст - от двух до трёх лет. Сначала группа была небольшой, всего пять человек, потом выросла до 35-ти. Но страшно не было, наоборот, было интересно. Елене сразу захотелось украсить кабинет, она мастерила поделки, шила игрушки, чтобы детям не было скучно. Сейчас её подопечные учатся во втором классе, и их первая воспитательница со многими поддерживает связь. 
- Было любопытно адаптировать детей к садику. Они поначалу плакали, потом стали привыкать. Я никуда не убежала, наоборот, поняла, что это моё, - вспоминает Елена.
После университета её приглашали в магистратуру, но тогда она ещё не определилась с направлением. Позже вернулась в Новый Уренгой, устроилась работать в дошкольное учреждение «Дети Арктики». Здесь она заинтересовалась инклюзивным образованием, потому что столкнулась с ребятишками, требующими особого подхода. В этом году планирует поступать на дефектологическое - в магистратуру. В копилке воспитательницы уже есть диплом логопеда-дефектолога. Ей нравится помогать особенным детям адаптироваться, социализироваться, учиться. И учиться самой тоже. Она постоянно проходит какие-то курсы и по робототехнике, и по работе с детьми, старается развиваться. А пока выступает в конкурсе «Воспитатель года» (тоже развития для), в котором, кстати, сама вызвалась участвовать. Не одна, конечно, а с командой - руководителем и методистами, которые сопровождают своих конкурсантов и помогают им справляться с заданиями. 
- Меня предупреждали, что это сложно, это большая работа, ответственность, но я очень хотела, и команда меня поддержала. В прошлом году на городском этапе мы были победителями. В этом году поехали представлять наш муниципалитет на окружном уровне. Очень рады, что вышли на федеральный уровень. Это личностный рост, но и очень волнительно. Но с той командой, которая у меня есть, мне не страшно, - рассказывает Елена Айваровна. 
Чтобы победить, ей нужно было пройти несколько этапов. На первом, заочном, требовалось создать небольшой фильм о своей деятельности (это визитная карточка педагога), представить свою технологию работы и сайт, на котором показано, чем конкурсанты занимаются как специалисты. Сайт у Елены есть уже давно, уже года четыре, там постоянно появляется что-то новенькое: успехи малышей, методика занятий, какие-то размышления о профессии. 
Второй этап очный, тут нужно провести занятие с детьми, а ещё мастер-класс для коллег-воспитателей, на котором нужно представить свой опыт работы, поделиться им с другими педагогами и, может быть, даже утащить что-то в свою педагогическую копилку. В этом туре из 13-ти человек выбрали пять лучших. Дальше начинается самое горячее - финал. Здесь участникам нужно прочитать публичную лекцию, причём тема становится известна только накануне вечером. Общее направление разговора, конечно, будет касаться процесса образования, но вот какого именно аспекта, непонятно до последнего момента. И в конце, на десерт, ток-шоу «Профессиональный разговор». Все участники общаются в течение часа на заданную тему. В этом году им нужно было обсудить плюсы и минусы их профессии. Испытания не из простых, но Елена Айваровна волнение преодолела и замечательно справилась со всеми заданиями.
- С детьми мы работаем каждый день. Выступать на аудитории - страшно для каждого человека, но у меня этот страх - одна-две минутки перед выходом. На ток-шоу тема тоже была достаточно интересная, близкая многим. Не скажу, что легко всё прошла, но была колоссальная работа над собой, личностный рост. Я стала по-другому рассуждать, многое увидела. Познакомилась с интересными людьми, например, с воспитателем России-2018 Анастасией Шлемко. Я поняла, что она мне близка по духу. Я увидела много интересных педагогических находок коллег. Вроде в институте всему этому учили, но здесь, на конкурсе, всё заиграло какими-то новыми красками, - говорит Елена. 
С выбором работы (по крайней мере, во второй раз) Елена Айваровна точно не ошиблась. Она знает по именам, кажется, всех встречающихся в садике детей. Улыбается им и получает в ответ улыбку, завязывает с ними светскую беседу по дороге к своему кабинету: «Ты куда такая красивая пойдёшь? Вы с прогулки, что ли? Что в столовой вкусного ели?» Воспитательница признаётся, что в садике чувствует себя комфортно, подолгу задерживается после окончания рабочего дня, готовится к следующему, придумывает, чем будет удивлять ребят завтра. Дома тоже мысли о трудовых буднях не покидают, но не такие, от которых просыпаешься в холодном поту и пялишься в потолок до самого утра, а такие, которые помогают творить и самореализовываться. Для этого у неё есть хорошая мотивация:
- Дети - наш стимул, толчок к тому, чтобы мы совершенствовались: читали, смотрели мультфильмы, чтобы поддерживать их внимание. Я считаю, что самое сложное в нашей профессии - оставаться интересным ребятам. Твоя задача - сделать так, чтобы ребёнок не хотел уходить из детского сада, чтобы ему каждый день было интересно, и он по дороге домой маме и папе рассказывал, чем он сегодня увлекательным и познавательным занимался. Мы должны понимать, что перед нами человек, личность, и не должны давить их авторитетом. Только тогда будут выстраиваться правильные отношения с ребёнком. Это должно быть партнёрское взаимодействие, когда общаемся на равных. Он должен видеть, что ты принимаешь его таким, какой он есть: с особыми образовательными потребностями или нормотипичным.
Над вопросом «Чего не хватает воспитателям в российской действительности?» - долго думала и в конце концов сказала, что всего достаточно: она работает в новом садике, где может реализовывать свои проекты, может профессионально развиваться. Молодых воспитателей сейчас поддерживает руководство, округ - выплатами, конкурсами, возможностью карьерного роста. Сейчас в Новом Уренгое есть клубы для молодых педагогов, в которых проводятся всякие методические семинары, а в садиках - опытные методисты, которые направляют педагогов. 
С профессиональным выгоранием Елена Айваровна пока не сталкивалась, но с тем, что часто молодые, полные энергии специалисты превращаются в уставших людей, тянущих профессиональную лямку по привычке, согласна, и считает это большой проблемой. Для себя решает её просто - делая перерывы и находя время для «перезагрузки». Елена любит пешие прогулки вместе со своей собакой, особенно в солнечные весенние дни. 
- Все устают, но есть время, когда можно побыть одному, почитать, сходить погулять, и настроение возвращается. Чтобы профессионально не выгорать, нужно работать над собой. У меня пока не было такого, чтобы вставала и не хотела идти на работу. Очень надеюсь, что этого не случится. Я стараюсь интересно проводить рабочие будни. Сейчас вот начнётся интенсивная подготовка к конкурсу. Будут всякие новые знания, - рассказывает Елена. 
И совсем не обязательно каждый день, работая с детьми, источать энергию, скрывать усталость и эмоции. 
- Мальчишкам и девчонкам тоже нужно объяснять, что не всё время мы можем быть активными. Они должны понимать чувства, настроение, его причины. Ребёнок тоже может прийти в детский сад опечаленным чем-то. Он может не выспаться, забыть любимую книжку, может, в группе на него не обратил внимания его друг. Чувства - это абстрактные понятия, но ребятам они тоже должны объясняться, и мы их разбираем, беседуем на эту тему, - замечает Елена Зуева.
Про свою роль в жизни ребёнка она говорит скромно, но ёмко:
- Наверное, я чувствую, что оставляю след в жизни ребёнка. Дети же смотрят на нас, учатся у нас. Мы увидим потом, через некоторое время, что из них получится. Должно получиться что-то хорошее. 
Полина Гагарина

Облако тэгов