П В С Ч П С В
1
 
2
 
3
 
4
 
5
 
6
 
7
 
8
 
9
 
10
 
11
 
12
 
13
 
14
 
15
 
16
 
17
 
18
 
19
 
20
 
21
 
22
 
23
 
24
 
25
 
26
 
27
 
28
 
29
 
30
 
31
 
 
 
 
 

 

Издается

с 1 января

1981 года,

Выходит

3 раза

в неделю

Правда севера

рейтинг

Главная

Науке все возрасты покорны

В последние выходные января в школе № 16 собрались самые маленькие учёные. В городе прошёл фестиваль науки, в рамках которого состоялся финал сразу трёх городских конкурсов исследовательских проектов: «Я сам» (для дошкольников), «Я исследователь» (для ребят семи - десяти лет) и «Территория открытий» (для пятых - седьмых классов). Участники фестиваля знают, какие варежки самые тёплые, как связаны черви и плодородность почвы, насколько вреден шум для организма человека, что такое «шотландская еда по-новоуренгойски», можно ли похорошеть от шоколада, какие химические средства влияют на жизнь инфузории-туфельки.

В первый день юные исследователи защищали свои проекты на стендовой сессии. Весь холл школы № 16 заняли стенды, на каждом красочный плакат, где доступно, кратко и ясно объясняется суть проекта. Перед плакатом - участник, ожидающий строгую комиссию, которой необходимо представить свою работу. Ребята волнуются, ведь на исследование ушёл не один месяц, но отважно презентуют проекты, самые маленькие - стеснительно глядя в пол. Рядом научный руководитель и родители, тоже, конечно, переживающие, но с фотоаппаратом наготове. 
Во второй день нужно выступать уже перед большой аудиторией и отвечать на вопросы не только экспертов, но и обычных слушателей. Так проходят пленарные заседания по секциям. 
Мал, да удал
34 дошкольника представили свои проекты в финале конкурса «Я сам». Участники этой секции никогда ещё не учились в школе, но уже попробовали на вкус гранит науки. Их проекты самые красочные, да и сами юные исследователи в красивых платьях и с бантиками или в костюмчиках и при галстуках выглядят не менее празднично. Нине Мурашко шесть лет, и её работа - исследование оптимального состава раствора для мыльных пузырей. Идею выдвинули воспитатели, которые узнали о фестивале наук и предложили поучаствовать в проекте.
- Мне понравилась эта идея, потому что хочу узнать, почему мыльные пузыри так быстро лопаются. Я сделала разные смеси. В последнем рецепте был глицерин, и пузырь долго держится - 14,7 секунд, - без запинок рассказывает Нина, стараясь всё-таки не встречаться со мной глазами.
Северный антураж
Конкурс «Я исследователь» был самым популярным, в нём участвовали 55 младшеклассников. Тут на плакатах уже появляются графики, диаграммы и схемы. Есть и работы, связанные с мифологией и прикладным искусством. По-настоящему северный проект представила второклассница Милана Ядни: «Ненецкая кукла-игрушка Нгхуко». На стендовую сессию Милана пришла в национальном ненецком костюме. Тему работы девочка сама предложила своей руководительнице Ильмире Зинатовне, учительнице начальных классов.
- Я ездила в тундру к родственникам. У девочек я видела эти куклы. Мне захотелось сделать такие же. У куклы вместо головы клюв, и ещё у неё нет глаз, носа, ушей, потому что она неживая, и ей нельзя видеть, иначе она может забрать душу ребёнка и напугать малыша. Она делается из драпа или сукна, - объясняет Милана.
Вечные вопросы: технари или гуманитарии?
В финал городского этапа «Территории открытий» прошли 25 старшеклассников. Многие работы здесь достаточно серьёзные, с перспективой дальнейшего изучения. Две юные исследовательницы: Есения Горчукова и Адель Насретдинова (обе из 15-й школы и учатся в шестом классе, представляют Детскую экологическую станцию, выступают в одной секции - естественно-научной) - участвуют в фестивале наук уже не первый раз. Несмотря на то что они конкурентки, девочки поддерживают друг друга. Помимо красочного плаката на стенде у Адели на столике портрет девушки с волосами из листьев и несколько засушенных цветов.
- Я представляю сейчас ДЭС. Там разные кружки, есть секция по дрессировке собак, мир микробиологии, много чего ещё. Я занимаюсь фитодизайном, мы делаем разные композиции из цветов и листьев. Тема моего исследования - «Выявление оптимальных способов засушивания растений для флористических композиций». Эта тема остаётся для меня актуальной. Мне нужны листья для композиций в любое время года. Я уже в прошлом году начинала исследование, но этого оказалось недостаточно, так что в этом году продолжила им заниматься. Начала проект осенью, сначала опыты проводила, потом теорию писала, делала презентацию. Для меня это нужное исследование, да и для всех, кто занимается фитодизайном, - рассказывает Адель. 
Обе девочки достойно выступили и стали призёрами: Адель забрала первое место, Есения - второе.
Не только в естественно-научной секции было много достойных проектов. Юные знатоки истории, литературы, мифологии  и языков доказали, что гуманитарные исследования - это интересно, полезно и перспективно. Шестиклассник Иван Доренский со своей работой «Историческая правда и вымысел в художественном фильме «Легенда о Коловрате» занял второе место.  
- Я выбрал работу по истории, потому что это что-то древнее. Математика - она всегда одинакова. А здесь мы можем сравнить то, что сейчас, и то, что было в другие года. Мне интересно то, что было давно. Раньше не было электроники, машин, были мечи, щиты. Математика постоянна, а история изменчива. Я где-то два месяца готовился к проекту. Полтора месяца само исследование делал, а дней 10-15 учил. Не хочу подводить школу, учителя. Мне самому это интересно. Мне больше нравятся гуманитарные направления, хочу после школы заниматься ими, - говорит Иван.
Вперёд, за наградами
После этих двух напряжённых дней участникам было необходимо расслабиться, поэтому перед торжественным награждением победителей прошёл праздник науки. На нём было несколько секций с конкурсами и развивающими играми, которые затянули и самых маленьких исследователей, и их родителей. На празднике науки можно было потискать кроликов и птенчиков, увидеть сокрытый от глаз микромир, перехитрить свой разум, посмотреть на красочные химические реакции, потренировать память и внимательность и даже дорисовать мишку. Занятие нашлось для каждого. 
Награждение - самый эмоциональный этап фестиваля. Помимо почётных грамот и статуэток участники боролись за возможность выступить на окружных этапах всероссийского конкурса «Я исследователь». Призёры этого этапа смогут получить дополнительные баллы при поступлении в вузы. Так что на закрытии фестиваля наук и объявлении победителей кипели недетские страсти. Некоторые самые маленькие участники не смогли сдержать слёз, другие, наоборот, возвращались на своё место вприпрыжку, счастливо улыбаясь. Дошкольников награждал Михаил Терещенко, начальник Департамента образования.
- Взращивать интеллект с ранних лет - замечательная идея. Делать ставку на будущее и карьерную перспективу вашего ребёнка - это правильно. На этом фестивале участники показали, как могут красиво, умело, значимо представлять свои научные проекты. Хочу выразить особую благодарность родителям участников. Я давно не испытывал такого наслаждения, когда действительно новоуренгойская семья едина. Защита проектов проходила при активном участии родителей, их поддержке. Это очень важно, - отметил Михаил Отарович.
Когда в семье учёный
Действительно, даже самых самостоятельных исследователей поддерживали родители. Кто, если не мама и папа привезут забытую флешку, выслушают в десятый раз презентацию, подправят плакат, помогут вырастить пшеницу посреди зимы и просто поддержат, когда силы уже на исходе.
Зиля Яхиевна, мама Адели, делится: 
- Я мама и по совместительству научный руководитель. В этом году моё участие совсем невелико. Вот в 2018-м Адель тоже участвовала, и тогда было, наверное, 50/50. В этом году она сказала: «Мама, я всё буду делать сама». И проект сама сделала, и опыты сама. Единственная моя помощь - покупала то, что ей надо. Конечно, я переживаю за неё. Она четвёртый год участвует в таких мероприятиях, уже не волнуется, я, наверное, больше волнуюсь. Бывают всякие напряжённые ситуации, которые нужно решать вместе. Например, мы баннер заказывали, нам его обещали в пятницу, а сделали в субботу, а в субботу уже стендовая сессия с утра, так что мы ещё папу подключили. Такие проекты, конечно, сближают семью. Ребёнок уже не сидит в телефоне или за компьютером, а чем-то полезным занимается, и родители ему в этом помогают.
Полина Гагарина

Облако тэгов