П В С Ч П С В
 
1
 
2
 
3
 
4
 
5
 
6
 
7
 
8
 
9
 
10
 
11
 
12
 
13
 
14
 
15
 
16
 
17
 
18
 
19
 
20
 
21
 
22
 
23
 
24
 
25
 
26
 
27
 
28
 
29
 
30
 
31
 
 
 
 

 

Издается

с 1 января

1981 года,

Выходит

3 раза

в неделю

Правда севера

рейтинг

Главная

Руль в надёжных женских руках

Женщина за рулём сегодня уже никого не удивляет, а вот женщина, управляющая маршрутным автобусом, да ещё так ловко и аккуратно справляющаяся со своими обязанностями, прошлой осенью стала самой обсуждаемой новостью в водительском сообществе Нового Уренгоя. На линию маршрута № 8 «Север - микрорайон Дорожников» тогда вышла в качестве водителя и кондуктора новая сотрудница МУПАТ Оксана Зырянова. 

Пассажиры неоднозначно отреагировали на появление водителя «в юбке»: много таких блондинок за рулём по городу ездит, нередко нарушая дорожные правила. Но они хоть только своим здоровьем и жизнью рискуют, а тут целый автобус людей.
Однако те, кто обычно ездит на «восьмёрке», вскоре оценили мастерство водителя: за посадкой и высадкой пассажиров следит внимательно, движение начинает только с закрытыми дверями, автобус ведёт плавно, резко не тормозит, при этом ещё успевает принимать от пассажиров деньги и выдавать им проездные билеты. И как ей это удаётся?  
Мы встретились с Оксаной Зыряновой на конечной остановке в северной части города. Там у водителя автобуса с гаражным или, как называют водители, бортовым номером 830 по графику в 9.30 был получасовой перерыв перед очередным кругом по маршруту. Из того немногого, что она рассказала о себе, было видно, что любовь к технике у неё в крови. Родилась Оксана в Свердловской области в деревеньке под городом Каменск-Уральский. Самой ходовой техникой на селе тогда был мотоблок, на нём отец возил сено. А когда папы дома не было, за руль садилась Оксана, иначе бурёнки и телята на их подворье могли остаться без душистого и сытного корма. А ещё, как и все мальчишки, она с детства гоняла на мотоцикле. Поэтому мечта девушки стать водителем была не блажью, а осознанным выбором. Вначале она получила в автошколе категорию В на легковой автомобиль, затем категорию Д и села за руль пассажирского автобуса ПАЗ. 
- Нас в автошколе было три девушки, - рассказывает Оксана. - Мы сразу пошли работать на городские маршруты. Я боялась ездить без наставника, но, когда первый раз села за руль, весь страх пропал, вся надежда была только на себя. Тем более что «пазики» были старенькие, на ходу сыпались. В основном проблема была в предохранителях: приходилось часто их менять. Когда постоянно ездишь на одном и том же автобусе, уже знаешь все его слабые места: куда залезть, что поменять. Тут и механик не нужен, поэтому сама справлялась. Кстати, тогда кондукторов на «пазиках» тоже не было, вот и набила руку, обилечивая пассажиров. Это уже испытано, это пройденный этап.  
Водители - представители одной из тех самых незаметных профессий, без которых обычная жизнь немыслима. Представьте, что бы случилось, если бы вдруг ни один пассажирский автобус не вышел на линию? Взрослые опоздали бы на работу, дети - в школу и детский сад. Не каждый же житель газовой столицы может позволить себе ежедневные поездки на такси или собственном автомобиле. Поэтому у водителей МУПАТ - особая миссия: круглый год с раннего утра и до позднего вечера доставлять людей в разные концы города. И в зимнюю стужу, и в сезон  проливных дождей, и в грязь, и в гололёд...
Первым путь на Крайний Север проторил глава семьи Зыряновых. Он устроился в Новом Уренгое на «постоянку», а Оксана с детьми остались в Каменск-Уральском. Как-то приехала с дочерью в гости к мужу, он стал её убеждать, что не дело это - жить вдалеке друг от друга. И тогда она решила устроиться в МУПАТ. В отделе кадров, оценив её стаж и опыт, Оксану Зырянову приняли на работу. Так она стала первой женщиной-водителем предприятия. Может, кто-то из представительниц слабого пола здесь когда-то раньше и работал, но история об этом умалчивает...
В дороге всякое бывает
Утренние смены Оксаны Алексеевны начинаются очень рано: в 4 утра подъём, в 4.50 дежурная машина везёт её на работу, она проходит предрейсовый медосмотр, получает путевой лист и уже в 5.23 выезжает на маршрут. Перед этим она тщательно проверяет снаружи и внутри техническое состояние своего «лайнера на колёсах», осматривает его на предмет наличия топлива в баке, зеркал заднего вида, исправность всех устройств, влияющих на безопасность движения, корректную работу систем вентиляции и отопления салона, наличие инструментов, огнетушителей, аптечки первой помощи. Затем его осматривают механики, отвечающие за выпуск автотранспорта на линию. В пути всякое может случиться, поэтому надо быть готовым к любой внештатной ситуации. Вдруг кому-то из пассажиров станет плохо? Было уже такое однажды: у женщины сердце прихватило. Оксана всё сделала, как положено: встала на остановке, вызвала «скорую», сообщила о случившемся диспетчеру и механику. 
Бывает, в крепкие морозы автобусы выходят из строя. Так как раз случилось в тот день, когда мы общались с Оксаной Зыряновой. Перед самым её прибытием на конечную остановку одну из маршруток взяли на жёсткую сцепку и утащили на ремонт в мастерскую МУПАТ. 
Маршрут, на котором Оксана работает, начинается с остановки «Улица Мира», далее следуют улица Приполярная, микрорайон Юбилейный, студенческий городок, микрорайон Восточный, православный храм, микрорайон Дружба. За мостом через Сэде-Яха и Томчара-Яха - улица Подшибякина, улица Петуха, КСК «Молодёжный», улица Индустриальная. К выезду на улицу Интернациональную в салоне автобуса становится всё теснее: горожане любят посещать ТРЦ «Солнечный». И так до самой конечной остановки «Универсам», а всего их на маршруте 35. После смены нужно сдать документы диспетчеру, он проставит соответствующие отметки, а водителю останется подсчитать и сдать выручку. Зато вторая смена заканчивается поздно: только к часу ночи домой попадаешь.
Крепко за баранку держись...
По словам Оксаны, в смену она делает пять-шесть рейсов в зависимости от выходов: есть короткие, два на два: два круга и обед, и всё. А есть такие, что четыре через два, через три. Обычный водитель привёз груз или пассажиров в назначенное место и свободен, пока ждёт, а на маршрутном автобусе не так: заступил на свою смену и весь день ездишь, наматывая километры. Постоянно находишься в напряжении: нужно двигаться точно по расписанию, следить за скоростным режимом, рекомендованном не только дорожными знаками, но и погодными условиями. К тому же на дорогах Нового Уренгоя с наступлением весны появляется всё больше машин, стало сложнее ездить, ведь не все соблюдают Правила дорожного движения. Порой специально держишь дистанцию, чтобы в случае чего притормозить плавно, а легковушки этим пользуются и выскакивают вперёд. 
Некоторые водители не выдерживают такой напряжённый график и увольняются. Но пасовать перед трудностями не в характере Оксаны: как говорится, раз взялась за гуж, не говори, что не дюж. Наша героиня признаётся, что после смены у неё просто ни сил, ни времени не остаётся ни на что, голову бы только до подушки донести. А ведь раньше и вязала, и вышивала...
Но как бы ни уставала на работе, Оксана всегда за рулём выглядит хорошо, в салоне автобуса чистота и порядок, есть милые безделушки, которые лишний раз указывают на то, что водит автобус не только мужчина. Кое-где ещё до сих пор висит новогодняя мишура. Оксана с таким старанием участвовала в конкурсе «Новогодний автобус», что получила приз зрительских симпатий. 
Хорошо, что на работе ей помогают коллеги, а после смены муж встречает с вкусным ужином. Дети пока живут в Каменск-Уральском с бабушкой и дедушкой. Но, когда решится вопрос с жильём, родители хотят привезти их в Новый Уренгой. Старшему сыну в июле исполнится 18 лет, ему скоро в армию идти, средняя девятый класс заканчивает, она сейчас в кадетском корпусе учится, в мае ей 16 лет будет. Зыряновы планируют, что с нового учебного года дочь в кадетскую школу пойдёт. Чтобы эти планы осуществились, Оксана готова работать наравне с мужчинами. Она знает, что на предприятии ежегодно проходит конкурс профессионального мастерства среди водителей, и хотела бы посоревноваться с коллегами. Ударить в грязь лицом не собирается...
В Международный женский день хочется пожелать Оксане Зыряновой безаварийных дорог, приятных поездок и хорошего настроения. Пусть удача будет с ней всегда рядом и на автотрассах, и на жизненном пути. 
Роза Яковлева.

Облако тэгов