П В С Ч П С В
 
 
 
 
1
 
2
 
3
 
4
 
5
 
6
 
7
 
8
 
9
 
10
 
11
 
12
 
13
 
14
 
15
 
16
 
17
 
18
 
19
 
20
 
21
 
22
 
23
 
24
 
25
 
26
 
27
 
28
 
29
 
30
 
 

 

Издается

с 1 января

1981 года,

Выходит

3 раза

в неделю

Правда севера

рейтинг

Главная

Шаманский бубен весну разбудил

В минувшие выходные в Новом Уренгое колдовали шаманы в масках северных богов. Гулко звенели бубны, призывая весну и приглашая горожан на Праздник народов Севера. Чудо и впрямь случилось: снег на глазах стал таять, из-за туч выглянуло яркое солнышко, и повалил народ туда, где на площадке у озера Молодёжное вновь выросли островерхие чумы.
Добро пожаловать на «Ярмарочный разгуляй»
В Новом Уренгое в этот день повеяло и «крымской весной», ведь первый день народных гуляний совпал с третьей годовщиной присоединения Крыма и Севастополя к России. Этому событию был посвящён митинг-концерт. Реяли над площадью флаги и знамёна и далеко вокруг разносились слова: «Земляки! Пусть в государстве российском царят мир, дружба и взаимопонимание!».
Удивительно, но при таком скоплении людей в центре площадки нашлось место для карусели, без которой не обходилась ни одна ярмарка на Руси. На сценическую площадку уже поднимались танцоры в ягушках и малицах, создав «каменный тоннель», который у северных народов сулит удачу роду. Это артисты и творческие коллективы централизованной клубной системы спешили поздравить горожан с праздником. И зазвучали песни под аккомпанемент баяна, приглашая желающих поучаствовать в конкурсе частушек, засновали в толпе коробейники, предлагая угощение. На сцене «Украинское попурри» сменялось русской народной песней и эстрадными композициями, песенный марафон подхватили исполнители ненецких напевов. В финале этого впечатляющего зрелища танцевальные и вокальные коллективы объединили зрителей в большой многонациональный хоровод.

В это время во всех концах площадки и за её пределами горожанам предлагали изделия из меха и оленьих шкур, изумительные шкатулки, косметички, жилетки, бурки. К ним приценивалась и молодёжь, и дамы в возрасте. Часто останавливался народ у работ мастерицы из Тазовского района Елена Адэр, которая ещё и песни своего народа поёт под варган и шаманский бубен. А её земляки, сотрудники Тазовского краеведческого музея, подготовили для новоуренгойцев мастер-класс от шамана, обряд очищения огнём, ненецкие игры с оленьими рогами.
Между тем, смельчаки уже пытались достать с высоченного столба валенки, повязанные лентами. Благо было тепло, и желающих достать такой трофей оказалось немало. Не прошло и часа, как на верхушке столба не осталось ни одного валенка.
 
Дай мне здоровья, белая ленточка
У северных народов много прекрасных традиций и обрядов, с одним из самых древних познакомили специалисты Молодёжного ресурсного центра Управления по работе с молодёжью и общественностью. Они установили у сцены своё священное дерево, чтобы каждый мог повязать на него ленточку и загадать желание. Но существуют определённые правила этого обряда: завязывая ленточку, человек делает по одному пожеланию на узелок. Каждый цвет соответствует определённым высшим силам. Завязывая узелок на белой ленте, символе чистоты помыслов, просят о здоровье. Красная лента - символ Солнца, тепла, жизни и достатка, завязывая на ней узелок, просят у духов сил и удачи. Хорошую судьбу обещает узелок на синей ленте - символе чистого неба. Зелёная лента символизирует природу и плодородие. Жива в народе вера в чудо, так что узелков на лентах в этот день было повязано много.
Не было отбоя и от желающих сыграть в весёлые ненецкие игры. Первая из них называлась «Льдинки, ветер и мороз». Играющие встали парами лицом друг к другу и хлопали в ладоши, приговаривая: «Холодные льдинки, прозрачные льдинки сверкают, звенят: «Дзинь-дзинь». Хлопали и говорили «дзинь-дзинь» до тех пор, пока не услышали сигнал: «Ветер!». Дети-«льдинки» разбежались в разные стороны и договорились, кто с кем будет строить круг - большую льдинку. По сигналу «Мороз!» все выстроились в круг и взялись за руки. Выиграли те, у кого в кругу оказалось большее число игроков.
Весело прошли и такие игры, как «Бой медвежат», «Волк и олени», «Ловкий оленевод», «Охотники и зайцы», «Сокол и лиса», «Ястреб и утки». Каждой игре предшествовало мудрое изречение коренных народов Севера. Так, перед игрой «Перетяжки» ведущая сказала: «Если ссоры внутри рода - род скуднее год от года». В борьбе «Хон» выбирали самого ловкого и сильного, во время поединка запрещалось ставить сопернику подножки.
В это же время проходил мастер-класс по метанию тынзяна на хорей, а затем ребята передали эстафету северному многоборью - соревнованиям по национальным видам спорта. В финальной схватке встретились Ильнур Калимуллин и Юрий Окатэтто. Ильнур часто боролся на сабантуях, где национальная борьба - гвоздь спортивной программы, и преимущество оказалось на его стороне. Третье место занял Казбек Татарханов - на Кавказе национальная борьба тоже в чести.
Зато в поднятии гири весь пьедестал заняли гости из тундры Денис Харючи, Сергей Яр и Максим Тусой. В перетягивании палки призовые места в отчаянной борьбе выиграли Сергей Яр, Евгений Худи и Илья Салиндер.
 
Заходите в мой чум…
Утром субботы жители близлежащих домов, вставшие спозаранку, наблюдали, как уже к шести часам утра выстроилась очередь за рыбой и олениной. Ранние пташки не прогадали, загодя закупив всё самое вкусное и свежее. Через несколько часов в торговых рядах было не протолкнуться, особенно там, где торговали копчёностями и ягодами. Гурманам предлагали оленину: свежую и вяленую, в виде тушёнки и даже пельменей. Некоторые брали и пельмени с рыбой, хотя стоили они 350 рублей за пачку. В такой праздник не грех себя побаловать чем-то необычным.
Бойко шла торговля у чума, установленного агрофирмой «Приполярная». Труженики Красноселькупского района привезли собой не только дары лесов и рек. Кроме рыбы и оленины здесь торговали самой разнообразной продукцией. Мелкую щуку отдавали почти даром - по 60 рублей за килограмм, дёшево продавался и окунь: он хоть и костлявый, но вкусный. Горожане разбирали молоко и кефир от красноселькупских коров, тушёнку, произведённую из мяса приполярных оленей, и многое другое. Большой ассортимент деликатесов из оленины предлагали и гости из Надымского района.
Те же, кто пришёл на праздник не ради деликатесов, спешили познакомить своих детей с жизнью кочевых народов Севера. Приоткрыть завесу тайны можно было, побывав в ненецком чуме, изготовив своими руками оберег, промчавшись по заснеженному озеру на оленьей упряжке.
Молодёжный центр «Норд» устроил катание на снегоходах и картингах, но там было гораздо меньше народа, чем возле оленей. Одну упряжку даже отвели в сторону, чтобы детвора и родители могли сделать снимки на память. На остальных четырёх все два дня катали ребятню и взрослых. К исходу второго бедные олени так устали, что уже не мчались вперёд, а норовили перейти на шаг. Железная техника меж тем носилась по снежным просторам, не зная устали. И всё-таки те, кто проехался на обоих видах транспорта, говорили, что снегоход - хорошо, а олени - лучше. Кстати, было устроено и катание на лошади, запряжённой в сани и украшенной лентами.
Традиционно гости из тундры получили в подарок снегоходы «Буран». Один из них тут же оседлал 11-летний Слава Вануйто. Мальчишка уже уверено ездит на нём, а однажды, по его словам, попробовал управлять «Ямахой». Они с братом все два дня помогали родителям продавать рыбу и оленину. Юные жители тундры знают, как нелегко добывается рыбаками и оленеводами хлеб насущный и всё, что к нему прилагается.
 
Тундра далеко, тундра рядом
Если кто-то пропустил Праздник народов Севера, то наверстать упущенное можно в краеведческом музее Дома детского творчества. Там в этом году произошло масштабное пополнение: появились карта Ямала, сумки из рыбьей кожи, сделанные в стиле XIX века, украшения и ненецкий мальчик в одежде из того же уникального материала.
На вопрос, откуда берут столько рыбьей кожи, заведующая музеем Наталья Яндо пояснила:
- Я договариваюсь с ресторанами, суши-барами, езжу, собираю. Муж ругается, дома уже дышать нечем, пахнет рыбой. Не всегда она природная, а искусственно выращенная воняет. Зато какие шедевры из рыбьей кожи получаются! Мы её выделываем и шьём уникальные вещи.
В музее создан образовательный этнопарк «Аркториум», в нём действуют тематические площадки «В гармонии с природой», «Творческий диалог», «Наследие предков», «Этнособытие», «Хранитель тайн и истории». На последней проводятся экскурсии, прямо в музее можно изготовить себе какой-нибудь оберег. На этот раз желающие могли своими руками сделать оберег на удачу в форме рыбки. Одну из стен помещения полностью остеклили, и через эту витрину словно попадаешь в тундру с её обитателями.
Ещё одно приобретение - интерактивный пол, на нём - картины с северным пейзажем, дошколята здесь любят «собирать» грибы и ягоды, бегать по «льду» и смотреть, как он трескается под ногами, как появляются айсберги. На площадке «Этнособытие» в этот день метали импровизированный топорик из плотного картона, были устроены игры, в которые дети народов Севера играют в ненастную погоду. На площадке «Наследие предков» собирали ненецкий орнамент из разноцветных кубиков. Также прошли ритуал «Светлое дерево» и обряд очищения огнём.
Юный экскурсовод Валерий Пикулин знакомил с культурой и бытом коренных народов Севера и каждому посетителю охотно пояснял, почему селькупов называют самым загадочным народом, какие основные занятия у лесных ненцев и какие символы изображены на матрёшке Нового Уренгоя.
 
Роза Яковлева.

Облако тэгов