П В С Ч П С В
 
1
 
2
 
3
 
4
 
5
 
6
 
7
 
8
 
9
 
10
 
11
 
12
 
13
 
14
 
15
 
16
 
17
 
18
 
19
 
20
 
21
 
22
 
23
 
24
 
25
 
26
 
27
 
28
 
29
 
30
 
31
 
 
 
 

 

Издается

с 1 января

1981 года,

Выходит

3 раза

в неделю

Правда севера

рейтинг

Главная

Стань грамотным потребителем!

В вашем доме протекает кровля? Не знаете, что предпринять, куда обратиться? Совсем скоро подробные пошаговые инструкции о том, как действовать в этой и других ситуациях, связанных с жилищно-коммунальной сферой, можно будет получить, даже не вставая с дивана - в мобильной версии федерального проекта «Школа грамотного потребителя».

Пора осваивать азбуку ЖКХ
Что собой будут представлять уроки в этой школе, для чего это нужно потребителям? Разговор на эту тему шёл на встрече представителей Администрации, жилищной инспекции, председателей ТСЖ, общественников с исполнительным директором проекта Александром Козловым.
- Что мы слышим о ЖКХ? Что там всё плохо, что это чёрная дыра, через которую уводятся все деньги. Такой подход создаёт не совсем корректное восприятие работы отрасли, - отметил гость из Москвы. - А всё оттого, что многие продолжают жить понятиями советского времен, что нам все всё должны, и при этом самостоятельно ничего делать не хотим. Многие ещё думают, что предоставляет нам коммунальные блага государство, и тысячи обращений поступают в органы Госжилнадзора, хотя большинство проблем можно было решить во взаимодействии с управляющей компанией.
По мнению Александра Козлова, это так или иначе говорит о низкой правовой грамотности и недостаточной информированности людей о тех процессах, которые происходят в отрасли ЖКХ. «Школа грамотного потребителя» позволит буквально «открыть глаза» собственникам жилья на саму систему управления жилищным фондом и понять, что в рамках этой системы можно самим эффективно управлять домом, если быть активным. Школа грамотного потребителя рассчитана на всех, от детей до пенсионеров. Для дошкольников готовится к выпуску серия тематических раскрасок на жилищную тематику и сказок про сантехника-супергероя, приключения лампочки, добрых и неприветливых соседей и т.д.
В школах жилищные уроки будут проводиться во время внеклассных часов, написана методика проведения занятий на тему ЖКХ для уроков физики, математики, обществознания. Для студентов и молодёжи совместно с проектом «Все дома» во многих вузах уже открыты штабы ЖКХ. Лекции и обучающие семинары помогут не просто передать жилищные знания. Возможно, кто-то из молодёжи найдёт себя в жилищно-коммунальной отрасли, испытывающей острый дефицит квалифицированных кадров.
Для активных потребителей разработан учебный курс, состоящий из девяти модулей. Сам потребитель выбирает, прослушать ли ему их все или изучить только несколько. Так, кого-то заинтересует тема «Как правильно выбрать управляющую компанию», а кто-то захочет прослушать лекцию на тему «Капитальный ремонт многоквартирного дома».
Для так называемых ленивых потребителей ведётся разработка мобильного приложения, в котором будут собраны все полезные контакты, куда обращаться в той или иной ситуации в сфере ЖКХ, а главное - пошаговые алгоритмы действий. Например, что делать, если вас затопили соседи или как проверить законность выставленных платежей за жилищно-коммунальные услуги. К концу года будет подготовлена «Азбука ЖКХ», призванная стать настольной книгой в каждой российской семье.

Не пишите президенту по пустякам
Что думают об этом участники встречи? Представитель Новоуренгойской общественной организации «Общество защиты прав потребителей в сфере ЖКХ» Роман Иванов был солидарен с исполнительным директором федерального проекта «Школа грамотного потребителя». По словам практикующего юриста, многие жалобы жильцов просто необоснованны. Проект, устранив непонимание собственниками каких-то правовых аспектов, может решить многие проблемы в корне. В этом направлении общественной организацией уже проводятся открытые семинары для собственников, которые бы хотели повысить правовую грамотность, стать хозяевами в своих домах. При непосредственном участии Общества защиты прав потребителей в сфере ЖКХ в Новом Уренгое созданы и благодаря активности жильцов становятся на ноги шесть ТСЖ.
По мнению представителя городского Департамента жилищной политики, большинство горожан живут по принципу «Моя хата с краю». Жителей нашего города, по его словам, можно условно разделить на негативно настроенных и тех, кому всё безразлично. О какой активности можно говорить, если многие из собственников не идут регистрировать своё имущество в Госреестре?
Жительница города Марина Силина на это парировала: «Я - активный потребитель, но если чиновник мне говорит, что озеленение, благоустройство и установка малых архитектурных форм возле нашего дома будут проведены в ноябре, просто руки опускаются. Помогите нам, вы нам нужны».
Александр Козлов отметил, что решать многие вопросы можно на общественном Совете по муниципальному хозяйству, если такой есть в городе. Желание властей не замалчивать проблемы, а выносить их на всеобщее обсуждение сведёт на нет протестные настроения людей.
Исполняющая обязанности начальника Новоуренгойского отдела Департамента государственного жилищного надзора ЯНАО Фатима Багишева отметила, что за девять месяцев года в адрес отдела поступило 293 обращения по 303 вопросам. В основном это жалобы на неудовлетворительное содержание общедомового имущества, необоснованность платежей за ЖКУ, неудовлетворительное предоставление коммунальных услуг, неудовлетворительную работу управляющих компаний и ТСЖ, вопросы признания жилых помещений аварийными, переселения граждан, перепланировки, капитального ремонта, а также строительные недоделки - последние, по идее, относятся к компетенции Стройнадзора.
Своё выступление представитель надзорного ведомства закончила словами: «Очень хотелось бы, чтобы если в доме перегорела лампочка, жильцы не писали сразу президенту, а шли в управляющую компанию, ТСЖ, и если они не примут меры, обращались к нам. Спросите сначала с тех, кому вы доверили управление вашим домом».

Место для детей, а не для мусора
- Я написала президенту, но не по пустякам, - говорит собственница квартиры в микрорайоне Энтузиастов Марина Силина. - До этого, куда ни обращалась, везде отвечали, что всё на контроле, а результат - нулевой.
Уже почти два года она вёдет борьбу за комфорт и красивый пейзаж в своём доме и дворе. Не раз обращалась к застройщику по поводу строительных недоделок. Балконы без обшивок днищ и зияющая дырой арка - это ещё полбеды. В доме нарушена гидроизоляция, и летом в подвале стоит вода, оттуда мошки и неприятный запах попадают в квартиры тех подъездов, где не работает вентиляция. Входы в подвал не оборудованы, везде торчат штыри, люки канализационные не обработаны. В такой двор детей выпускать небезопасно. Им даже играть негде. Разве это мелочи? Но на все претензии застройщик отвечает: «Вот у нас акт приёмки, Гостехнадзор подписал. Что вы хотите?».
Из года в год она наблюдает из окна унылый, заросший бурьяном пустырь и свалку на месте мусорных баков. После авральной сдачи дома перед самыми новогодними праздниками строители не удосужились убрать строительные отходы, не засыпали яму от туалета. Только после её обращения в городскую прокуратуру мусор вывезли. Со сдачи дома прошло два года, но благоустройство территории не проведено до сих пор.
Плюс ко всему управляющая компания вывозит отходы всего два раза в неделю. А дом огромный, в нём 380 квартир, и пяти мусорных баков недостаточно, вот и вынуждены жильцы ставить пакеты вокруг них. Жительница дома регулярно фотографирует эту свалку, и таких фотографий у неё набралось множество.
- Что может быть проще вывоза мусора и уборки снега? - удивляется Марина. - Если они не могут справиться с элементарной задачей, как можно такой компании доверить что-то серьёзное?

С новыми поправками заживём?
Не случайно на встрече, посвящённой запуску федерального проекта «Школа грамотного потребителя» в нашем округе, Марина Силина задала вопрос: «А кто научит грамотности и ответственности управляющие компании и государственные контролирующие органы?». Может быть, нововведения в Жилищный кодекс, которые сейчас обсуждаются депутатами Госдумы?
Как отметил Александр Козлов, ряд новых положений как раз призван содействовать тому, чтобы управляющие организации пересмотрели своё отношение к потребителям. Со следующего года, не пройдя экзамен и лицензирование, они не будут допущены к управлению многоквартирными домами, и это создаст конкурентный механизм.
- Сейчас в муниципалитетах действует некая монопольная среда, разделение рынка на секторы, - посетовал Александр Козлов. - И отношение к потребителям такое: «Куда вы от нас денетесь, никто больше на ваш дом не придёт». А теперь, если будет много жалоб от потребителей, управляющая организация может остаться не у дел.
Он также сообщил, что квалификационные экзамены уже сдали жилищные инспекторы в 75-ти регионах страны. Если система государственного жилищного надзора где-то будет буксовать, то снимут с должности руководителя.
Впрочем, в жёсткие рамки поставят и злостных неплательщиков за услуги ЖКХ. Размер неустойки за несвоевременную оплату вырастет в два раза, и не платить вовремя по счетам за ЖКУ станет так же невыгодно, как не оплачивать потребительский кредит банку.
Ожидается, что будут и некоторые другие поправки в Жилищный кодекс. Какие - узнаете в «Школе грамотного потребителя».

Роза Яковлева

Проект «Школа грамотного потребителя» создан в рамках поручения председателя правительства РФ Дмитрия Медведева от 11 июня 2014 года и реализуется Всероссийской политической партией «Единая Россия» совместно с Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ.
 

Облако тэгов